Привлекает, интригует и прозрачно намекает на все достоинства и недостатки. Никто не может рассказать о товаре лучше, чем этикетка – при условии, что мы будем ее внимательно слушать… то есть читать.

Русская “этикетка” – родственница французского “этикета”. Именно он, этикет (etiquet), первоначально имел значение “ярлыка”, “надписи”, “небольшого сообщения на бумаге, прикрепленного к чему-либо” и только в XYIII веке стал этикетом в привычном для нас значении, то есть “условным кодексом поведения”. На российских товарах этикет отсутствовал вплоть до XIX века: продукты, где производились, там и потреблялись, а если и привозились издалека в Москву или Санкт-Петербург, то только с накладными да поверенными.

Этикетки появились с развитием рынка и возникновением конкуренции: продавец, чтобы повысить спрос на свой товар, вынужден были его чем-то выделить, приукрасить.  И до сих пор популярность продуктов зависит от того, как производитель их оформит и упакует. Чем краше этикетка, тем больше вероятность того, что мы остановим взгляд именно на ней. А дальше все зависит от покупателя. Внимательный изучит ее еще в магазине и почти сразу же поймет, что перед ним, как, когда и где произведено, да и вообще нужно ли этот продукт есть.

 Считаем ЖУКов

Правила хорошего тона обязывают продавца располагать все самое важное в зоне видимости, то есть в центре и правом верхнем углу лицевой стороны упаковки. Но прибыль, как известно, важнее. В итоге самая ценная для худеющих информация о количестве жиров, углеводов и калорий прячется где-то за углом. А ведь без подсчета ЖУКов выбрать диетический продукт просто невозможно! Что такое ЖУК? Смотрите нашу расшифровку.

Ж – худеющим рекомендуется съедать не более 40 г жиров  в день. Поэтому отдавать предпочтение следует мясу и рыбе, жирность которых не превышает 7-10 г на 100 г готового продукта, 10-17%-ному сыру, 0-1,5%-ному молоку, кефиру и ряженке, а также обезжиренному творогу.

У – чтобы маложирные продукты были вкуснее, производители добавляют в них простые углеводы. В итоге мы думаем, что покупаем диетический йогурт (об этом крупно написано на упаковке), а получается – десерт, от души сдобренный вареньем или сахарным сиропом. Чтобы не попасться на удочку, обратите внимание на строчку “содержание углеводов, в том числе сахарозы”.  8 г сахарозы на 100 г продукта – это почти 2 чайные ложки сахара. А значит, в 250-граммовой баночке их, ложек, будет уже 5. Многовато!

К – многие худеющие начинают осмотр упаковки с энергетической ценности. Мы же советуем ею заканчивать. Вы уже выбрали продукты с минимальным количеством жира и простых углеводов. А теперь просто положите в корзинку менее калорийные!

Молоко и молочные продукты

Мы привыкли к тому, что срок годности молока – полгода, а масла – три месяца. Нас убедили, что такой срок – заслуга специальной упаковки и метода высокотемпературной обработки. Однако настоящие, качественные молочные хранятся совсем недолго: молоко – не более пяти, сметана – не более семи, масло – не более десяти суток.

Найти правильные продукты в этом ряду поможет… стеклянная тара. Именно баночки и бутылочки, а не разрекламированные бумажные пакеты – лучшая упаковка для хранения молока, сметаны, кефира и ряженки. Во-первых, за стеклом некачественный продукт не скроется.  Во-вторых, в отличие от бумаги или картона, этот материал “впитывает” гораздо меньше вредных микроорганизмов.

Качественные молочные продукты сделаны из цельного молока. Все остальные произведены из порошка. Чтобы нас не пугать, технологи придумали множество умных терминов, о смысле которых многие из нас и не догадываются.

Например,  восстановленное молоко изготовлено из концентрированного (продукт, из которого на 70-80% удалена влага) или сухого молока. В порошок просто долили воды. Такое молоко (правильнее было бы назвать его молочным напитком) – самое распространенное. Рекомбинированное  состоит из трех компонентов: воды, сухого обезжиренного молока и сливочного масла. Его используют для получения пудингов, кремов, нежирного масла. Название “нормализованное”  говорит о том, что жир в молоко был добавлен отдельно. И чем его там больше, тем молоко дороже, но вреднее для худеющих. Если на упаковке написано “гомогенизировано”,  это значит, что в него тоже добавлен жир, но только измельченный – чтобы сливки не отстаивались.

 Хлеб

Давно прошли времена, когда его носили в авоськах. Нынче производитель “одевает” буханки и батоны в полиэтилен. Если он забыл это сделать, лучше от такого хлеба отказаться. Мало ли, где он лежал и кто его руками трогал… Выбирая хлебобулочное изделие, хорошенько на него нажмите. Если оно промнется до основания, а потом быстро восстановится, смело кладите его в корзину. Ну, а если подобной метаморфозы не произойдет, скорее всего, перед вами “перепечка”, то есть высохший хлеб размололи, размочили, а потом снова испекли.

Самый полезный для худеющих – цельнозерновой. Но, покупая его, не забудьте изучить состав. Если, кроме необработанного зерна, в нем еще есть изюм и орехи, такой “экземпляр”, скорее всего, будет очень жирным и сладким, а потому лакомиться им можно лишь изредка.

 Мясные и рыбные консервы 

Как это ни прискорбно, они больше всех потеряли от отмены ГОСТов. ТУ пошли им только во вред: срок годности уменьшился, а качество  ухудшилось. Выбрать стоящие консервы теперь можно только методом проб и ошибок. Обязательно обратите внимание на состав. В хорошей тушенке мяса не менее 60%,  а жира – не больше 30%. В рыбных консервах идеального качества соотношение рыбы к заливке – 75 к 25. Помогают и выбитые на банке знаки: три первых цифры во втором ряду рассказывают, какая рыба на самом деле находится внутри. 85Д – горбуша, 118 – треска, 137 – шпроты, 308 или 806 – сайра, Т45 или Т46 – сардины. Но даже качественными консервами злоупотреблять худеющим не стоит: они очень жирные.

 Вина

Согласно неписаному закону винного производства, чем подробнее и точнее информация на этикетке, тем качественнее продукт. Кроме адреса производителя и даты выпуска, должны быть сведения об объеме бутылки, содержании алкоголя, происхождении и классе вина. А также о  способе употребления, регионе происхождения (так поступают большинство производителей первоклассных вин из Франции, Италии и Испании) и сорте винограда (обязательное условие для представителей “нового винного мира” – Австралии, Чили, США, ЮАР). Ну а если ко всему прочему бутылку украшают маркировки VDQS и AOS, можно с уверенностью сказать: перед вами высококачественный продукт.

Есть мнение, что строгость дизайна винных этикеток – также признак добротности напитка. Знатоки-консерваторы не советуют брать бутылку, на “одежке” которой больше трех цветов. А все оттого, что старые винные дома украшают этикетку лишь гербом или изображением замка.

 Соки

Этим гордым словом могут называться только напитки с содержанием фруктового сока не менее 40-50%. Все, что меньше, именуется нектаром (сок разбавили водой и подсластили). Но и те, и другие пить худеющим не рекомендуется: мало того, что они очень сладкие и калорийные, так еще и пользы от них никакой. Многие возразят: “Но ведь на упаковке написано, что в соках – множество витаминов!” Это не более, чем маркетинговый ход. Например, витамин С очень быстро разрушается и до магазинных полок просто не доживает. А витамины A, D и E из подобных напитков в принципе усвоиться не могут: они – жирорастворимые.

 Пряности

Лучше всего покупать пряности целиком и размалывать дома по мере необходимости. Или приобретать их на специализированных рынках: так проще всего избежать подделок. Правда, там почти невозможно проверить, прошли ли специи хоть какую-нибудь стерилизацию. На магазинной этикетке это обязательно указывают, однако некоторые производители скрывают, что подвергали товар облучению. Есть мнение, что это небезопасно.

Чаще всего пряности подделывают, дополняя дешевым хумусом. Особенно нужно быть аккуратными при покупке черного, белого перца и мускатного ореха: из-за дороговизны их часто “разбавляют” нежелательными смесями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *