Стекло окружает нас в повседневной жизни практически везде – мы пользуемся стеклянной посудой, украшаем свой дом декоративными предметами из стекла, окна в наших квартирах так же стеклянные…. Помимо этого, стекло является еще и прекрасным материалом для творчества. На протяжении многих веков, из него создавались удивительные украшения – правда, секретом создания подобных предметов, их мастера обычно ни с кем не делились. Но в современном мире искусству работы со стеклом можно научиться – и сегодня мы поговорим об одном из видов такой техники – о  lampwork (лэмпворк, лампворк, лемпворк), или о работе со стеклом в огне.

Итак, что же кроется под этим загадочным, и чуждым нашему уху словом «лэмпворк»? Lampwork – это работа по созданию стеклянных бусин (а затем из них – украшений) из расплавленного в огне горелки стекла. Нет ничего удивительного в том, что название этого искусства столь непривычно нам – пришло оно из-за границы. Если говорить о лэмпворк в историческом аспекте, то, пожалуй, будет достаточно трудно определить, когда точно возникла эта техника. Есть вещественные свидетельства (стеклянные бусины) того, что еще древние цивилизации (Месопотамия, Древний Египет) знали секрет создания ярких и красивых бусин из расплавленного стекла.

И все же, чаще всего «авторство» бусин, созданных в технике лэмпворк, связывается с именами итальянских, а именно венецианских мастеров, работавших со стеклом. Считается, что именно они придумали расплавлять стекло в пламени лампы (отсюда и пошло название данной техники). Широкое распространение среди населения, данный вид творчества получил только во второй половине 19 века; хотя в нашей стране лэмпворк был известен на сто лет раньше. Сейчас, лампы заменены на горелки, но, тем не менее, название, данное искусство, сохранило в прежнем виде – впрочем, иногда результат работы с расплавленным в пламени горелки стеклом, называют очень поэтично – «стекло в огне». В отличие от прошлых столетий, искусством работы с расплавленным стеклом, сегодня может овладеть практически каждый – хотя для этого и придется приложить значительные усилия.

 

Несмотря на свое «древнее» происхождение, стекло не такой простой материал, каким он может показаться на первый взгляд. К тому же, современная промышленность на сегодняшний день может предложить огромный выбор как видов стекла, так и вспомогательных материалов, позволяющих изменять – по желанию автора – его внешний вид. Безусловно, мастеру следует знать и свойства основного, используемого им материала – стекла, и его взаимодействие с «добавками» – одним словом, без определенных знаний в области химии и физики здесь никак не обойтись.

 

Если говорить об основных материалах, используемых в технике лэмпворк, то мастера обычно применяют силикатное (мягкое) и боросиликатное (твердое) стекло. Данные «стекла» обладают разными свойствами и различаются по склонности к расколу, диапазону рабочих температур, цветовому спектру, и, конечно же, цене. Естественно, по-разному данные стекла воспринимают и «добавки» к ним в процессе работы – такие как металл, различные кристаллы, серебро, иные виды стекол, возможность нанесения эмали и т.д. (например, сами боросиликатное и силикатное стекла не совмещаются друг с другом). Все это следует заранее изучить, прежде чем приступать к работе. 

 

Лэмпворк – это еще и весьма дорогой вид искусства. Достаточно недешев как стеклянный материал (сейчас мастерами, обычно, используются в работе стеклянные пруты), так и инструменты для работы. Кроме того, творческие мастерские должны быть оборудованы соответствующим образом – это обязательно, прежде всего потому, что пренебрежение подобными правилами может плохо сказаться на здоровье самого мастера.  

Из основных инструментов, необходимых для работы, мастеру понадобятся:
-газовая горелка, работающая на пропане, природном газе или кислороде. Каждый мастер выбирает подходящую именно ему горелку (немаловажным фактором здесь является цена)
-муфельная печь для отжига или керамическое одеяло. Эти приспособления предназначены для того, чтобы процесс остывания бусин шел равномерно, что увеличивало бы их долговечность

 

-спица – мандрель – это прут, на который наматывают раскаленное стекло
-разнообразные приспособления, придающие бусине форму – графитовые лопатки, палочки и прутики, пинцет, шило, и т.д., а так же графитовые или деревянные трафареты

Помимо этого, для работы необходимы и прочие, вспомогательные предметы и материалы:  смесь для оправки (сепаратор) – наносится на мандрель, чтобы облегчить, после остывания бусины, процесс её снятия со спицы; различные составы для декорирования готовых бусин (как химические составы, так и, например, стеклянная крошка – фриты).

Мастерские лэмпворк нельзя – исходя из техники безопасности – устраивать в квартире. Это должно быть хорошо проветриваемое и освещенное, отвечающее требованиям безопасности работы с горелкой, помещение. В мастерской обязательно необходимо установить вытяжку (делается на заказ). Кроме того, для защиты самого мастера, ему потребуются защитные очки и, в некоторых случаях, респиратор.

И только после того, как сделаны все необходимые приготовления – в том числе, и информационного характера, можно приступать непосредственно к работе. Сначала, создается набросок будущего украшения. Затем, для его создания, на мандрель с нанесенным сепаратором, наматывают расплавленный стеклянный прут. Параллельно с этим – пока стекло не остыло, следует придать ему нужную форму,  а так же, частично оформить декоративно. После этого, бусину отправляют в муфельную печь (керамическое одеяло) для остывания. И только потом, при необходимости, подвергают дальнейшему декорированию – полировке, огранке, дополнению фурнитурой и т.д.  

Работа в технике лэмпворк – это не просто хобби, это настоящее искусство – овладеть им достаточно сложно, но оно того стоит, поскольку в результате получаются украшения, сродни ювелирным изделиям. Решив однажды попробовать свои силы в лэмпворк, очень скоро вы обнаружите, что это стало не просто вашим увлечением, но и основным занятием в жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *